Что такое трансформационная игра глазами автора игр

Интервью с автором трансформационной игры «Искусство маленьких шагов» и «Время в Обьеме» — Лией Акимовой
  • Валентина Курская
    TGAME /НЕИГРЫ / Эксперт блога
Лия Акимова: «Наше спокойствие зависит от целостности, от принятия себя целиком. Чем больше мы отрицаем в себе какие-то качества, тем больше мы тревожимся, боимся, волнуемся».
  • Лия Акимова
    Автор трансформационных игр
    Дайв-коуч, психолог, игропрактик, бизнес- тренер. Автор игр: Время в объеме, Искусство маленьких шагов, Пазлы судьбы методики 12 дверей и различных тренингов личностного роста. Лия начала создавать свои игры еще до того, как профессия «Игропрактик» стала настолько популярной. В ее играх идеально отражена идея свободного выбора и ответственного подхода к жизненным ресурсам. Мы поговорили с Лией о том, что такое трансформационные игры и как их можно применять в практике начинающим коучам и психологам. А также Лия рассказала о том, как родилась ее первая игра.
  • Валентина:
    Расскажи, пожалуйста, как ты пришла в игры?
    Лия:
    Вообще, когда говорят о том, что не автор выбирает игру, а игра выбирает автора, то мой случай. Мне часто задают этот вопрос и при этом с не верят, что это я могла это придумать.

    А я сидела на работе, качалась на кресле и размышляла над таким непростым коучинговым вопросом (можно сказать даже одним из главных вопросов коуча): «За какую область в жизни надо потянуть, чтобы остальные сферы жизни наполнились?» Такой эффект сообщающихся сосудов.

    Если вы знаете, в коучинге есть техника «Колесо баланса». Моя игра «Время в объеме» построена во многом на ней.

    У меня математическое мышление, я училась в классе с углубленным изучением математики одним из предметов была информатика. В составлении алгоритмов для меня самое большое удовольствие. Я начала думать, а как бы это сделать. Стала на листике чертить, размышлять. Самое главное, у меня не было идеи придумать игру для продажи. Я думала, как бы сделать такой тренажёр, чтобы показать, за что надо потянуть, чтобы стало хорошо.

    Всё. Эта идея меня захватила. И потом через несколько лет оказалось, что есть такая профессия «Игропрактик», который занимается играми. А у меня тут как раз игра есть готовая, которую я могу предлагать.

    Потом моя коллега сказала, что хочет мою игру себе. Домой. Чтобы дома для себя играть. Потом еще кто-то спросил. И еще. Я начала задумываться, как ее продавать и как обучать ведению.

    Таким образов все планомерно сложилось.
  • Валентина:
    Это правда, что ты создала игру, и только через 3 года узнала о профессии Игропрактик?
    Лия:
    Не совсем так. В том виде, в котором она есть сейчас, сама теория — внутренняя составляющая, она такой была сразу. Три года я ее доводила до ума. Через три года она у меня уже была готова в конечном виде.

    Сама теория — внутренняя составляющая игры, она такой была сразу. Но три года принимала то один вид, то другой вид, пока не оформилась в идеальный вариант. Сама же идея игры и все составляющие пришли в одно мгновение. Тот же алгоритм игры был готов в течение первых трех дней.

    Я взяла листик, распечатала, скотчем склеила, разукрасила окошки и пришла к своим знакомым и сказала: «Ну, что, давайте пробовать?».

    Они согласились. За что я очень благодарна. Потому что им пришлось сломать голову, условно, чтобы сыграть в нее. Это было только поле и лист бумаги. Больше ничего. Ни карточек, ни фишек и кубиков. Но вот именно тогда я увидела, что она работает. И это произошло буквально за неделю. Потом уже начался путь ее преобразования, донесения, комплектации.

    Поэтому я всегда говорю, что вопрос не в том, что в голову должна шарахнуть крутая идея. А в том, что из любой маломальской идеи можно сделать глобальную, только над ней надо трудиться. Желательно три года.
  • Валентина:
    Что тебе помогло не обесценить свою идею? Какое твоё качество или сильная сторона помогли?
    Лия:
    С одной стороны, тут вопрос не в сильной стороне. Мне было просто интересно её сделать. Я не думала о игре, как о коммерческом проекте. С другой стороны, мне пришлось очень много сделать, чтобы я смогла передать знание, заложенное в игру, другим людям. Так как это очень сложная схема.

    Мой способ мышления нелинейный. Мне пришлось много-много раз провести всякие мастер-классы по этой теме, чтобы знание выстроилось в ровную понятную линию, которую я потом смогла передать ведущим.

    Вот и получается, я сделала игру. Провела на своих знакомых. Посмотрела, что вроде игра работает. Потом я сделала небольшой анонс об игре. И вот это был ключевой момент. Я предложила коллеге поиграть, а она собрала группу 12 человек. Взяла с них деньги. При этом она до конца сама не понимала, что это за игра и узнала о ее правилах буквально за час до начала. А за полчаса до начала я вырезала последние карточки.

    И вот приходят люди. Я провожу игру. И в конце вижу на их лицах недоумение: «Что это было?».

    Кстати, из тех 12-ти человек только четверо поняли и прониклись. Один сказал, что это диагностично. Второй и третий, что очень круто и как это можно было придумать. Четвертый начал повторять, что мне нужно делать программу, потому что там очень сложные расчеты. И это было понятно.

    То, что мы сейчас двигаем руками, там надо было считать в уме. При этом не было красивого поля и понятных обозначений, которое есть сейчас. А был только бланк, в котором вели все расчеты. Вверху бланка была только написана формула «Если, то». Тогда я поняла, что для одного ведущего 12 человек это много.

    Далее я доделывала и переделывала в условиях, когда сама себе ставила дед-лайн. Заявляла тему, хотя не была готова и мне через неделю надо выступать. Я должна что-то предложить людям к этому моменту, поэтому собиралась и готовилась.

    Последней тест-драйв, с полем игры, которое вы видите сейчас, прошел с людьми, которые поиграли и рассказали мне много «хорошего» о том, что они думают о моей игре. Меня это конечно расстроило, но я выслушала все, собралась и переделала.

    Наверное, это и есть то качество, которое не дало обесценить идею. Стойко переносить не всегда конструктивную критику


  • Валентина:
    Ты такую интересную вещь сейчас сказала. Я и сама так делаю. И наблюдаю за людьми, которые добиваются успеха в своих идеях. Мне кажется, что там есть похожая схема. Люди запускают идею на старте, пока она сырая, не идеальная. Получают обратную связь. Улучшаю продукт. Повторяют. Опять получают обратную связь. Улучшают, повторяют. И вот это повторение и доводит продукт до идеала. Это достаточно сложный путь, но естественный. Что скажешь?
    Лия:
    Да, общаться с реальными потребителями, с людьми, для которых она делается — самый лучший путь. Чтобы учесть потребности и все особенности.

    Потому что в случае с игрой «Время в объеме» мне казалось, что всё понятно. Ну что тут непонятного — сложи здесь, прибавь там, сделай тут и всё. Ничего сложного. Но на самом деле сложно. Мне было все понятно, а людям не понятно ничего. И это выявляется только при общении с ними.
  • Валентина:
    Расскажи, пожалуйста, про игру «Время в объеме». Она ведь построена на идеи свободного выбора в каждый момент времени. И от этого выбора зависит, сломается все в жизни или гармонично сложится. Верно?
    Лия:
    В этой игре заложены все механизмы и все жизненные правила, которые каждый из нас знает.

    Все знают, что если ты не выспишься, у тебя будет плохое настроение. А если ещё хуже поспишь, то будешь медленно думать.
    Все знают, что если я приду домой злой и всех буду обижать, то всё тоже в ответ начнут обижать меня. Никто не будет молчать и улыбаться.
    Все прекрасно знают, что если отдохнуть или повеселиться, то поднимется настроение.


    Эти законы все знают. Эти идеи пропагандируются в умных книжках. Но вопрос в том, как это все работает одновременно.

    То есть, да, я поспала и у меня испортилось настроение и испортила его друзьям. А потом друзья испортили мне. И это все повлияло на рабочий процесс. И это может быть длинная цепочка.

    В этой игре все жизненные правила я сложила в единую схему.

    Можно сказать, что это игра меня выбрала, как того человека, который может это воплотить. Я не придумывала никакую систему, просто переложила идею, пришедшую откуда извне в понятный и наглядный вид. Если бы это не сделала я, это бы рано или поздно сделал кто-то другой.
  • Валентина:
    У тебя есть еще одна игра, называется «Искусство маленьких шагов». Расскажи о ней?
    Лия:
    С одной стороны это игра для начинающих коучей и психологов, которые переживают, что зададут в течение сессии, какой-то не такой вопрос. Она конкретно на отработку навыка задавания вопроса, вытаскивания человека на ресурс, на действия и проработку ограничений. С ее помощью нарабатывается навык и снимается страх остаться с клиентом один на один или страх, что не получится. В этой игре все получится!

    С другой стороны она для клиентов, которые не понимает в чем суть коучинга. Ответив на 150 вопросов, и подумав 3,5 часа над вопросом, «Какой твой следующий шаг?», ему не понадобится какой-то великой сессии. Игра вскрывает ресурсы, которые у человека есть. Например, удача или шанс это ресурс. Но многие люди не воспринимают это ресурсом.

    Есть такая фраза: «Удача это результат тяжелого труда». И это про то, что удача это не нечто такое, что сваливается к нам с неба. Это то, что складывается из нашего труда и что потом, как бриллиант падает в руки. Мы никогда не знаем, какие наши действия потом приведут к удаче.

    Человек выходит с игры с осознанием, что у него очень много всего есть для реализации мечты. Просто надо маленькими шагами двигаться.

    Это идеальная игра для тех, кто только планирует начать проводить игры. И для тех, кто вообще не был ни разу на играх. И более того, ни разу не был на коуч-сессиях и не понимают что это такое. Игра легко показывает, какой заряд несет коуч-сессия.
  • Валентина:
    У тебя есть еще одна интересная игра, которая называется Пазлы Сутьбы. Расскажи еще и про нее?
    Лия:
    Если складывание пазлов назвать игрой, то тогда ее можно назвать игрой. Хотя это не до конца верное для нее описание. Она очень сильно отличается от первых двух. Потому что игра чисто психологическая.

    Наше спокойствие зависит от нашей целостности, от принятия себя целиком. Чем больше мы отрицаем в себе какие-то качества, тем больше мы тревожимся, боимся, волнуемся. Эта игра направлена на то, чтобы объединить, принять, создать единое целое. Соединить то, от чего мы отказываемся.

    Когда человек не знает, ему к умным или красивым, заняться одним делом или другим. И есть ощущение, что пытаешься соединить несочетаемые вещи. На самом деле, если у человека есть в голове несколько идей, мыслей и представлений, значит они там как-то умещаются. Значит однозначно их что-то обобщает, что-то целое можно найти.

    Это как раз та уникальность, которая есть у любого человека. Сложенные в разных пропорциях качества, умения, способности и идеи. По сути в этой игре мы складываем в единое целое личности человека, его взгляды или направления, чтобы получить единую часть. Чтобы не было внутренних конфликтов.

    В этой игре мало игрового компонента. Игровой компонент только в складывании. А все остальное — написание некой истории, которую мы себе создаем, для того, чтобы получить умиротворение и гармонию. Игра задевает глубокие пласты. И в жизни все потом происходит естественным путем. Не надо себя заставлять что-то делать. Он само потихонечку складывается.

    Эту игру я не продаю. Я предлагаю ее либо в подарок, либо передаю обучение другим специалистам.
  • Валентина:
    Что для тебя качественная трансформационная игра?
    Лия:
    Вспомним вообще, что такое слово игра? У нас в голове сидит, что играют дети. А для чего они играет? Вот когда мы поймем для чего дети играют, тогда всё сразу станет понятно.

    Ребёнок играет для того, чтобы попробовать какую-то модель поведения, отыграть, отработать в безопасной среде. Это такая тренировочка. Потренировался мозг, а таракан в голове говорит: «О! А так можно, оказывается, было делать? А пойду-ка я теперь и в жизни так делать». То есть человек в безопасной среде попробовал и увидел, что это работает.

    Тренинги тоже на этой части основаны — в безопасной среде человек что-то пробует сделать и потом идёт и в реальной жизни делает. Это всё равно, что со страховкой пройти по канату и отбросить страховку, когда получилось.

    Вот на этом основаны все трансформационные игры. Трансформация в том, что меняется мышление, а потом уже меняется что-то в жизни.

    Что происходит обычно на играх? Человек вдруг восклицает: «А тооочно». Это реакция на мысль в голове: «А что, так можно что ли?» И потом эта мысль разворачивается в жизни.
  • Лия:
    Есть понятие такое — голографический эффект. Если кубик с голограммой балерины уронить, то он разобьется на несколько маленьких кубиков. Каждая отдельная часть будет содержать целое изображение балерины. Если разбивать и дальше разбитые осколки. То каждом из них мы вновь обнаружим целую балерину, а не ее часть. Каждый участок голограммы содержит информацию о всем предмете.

    Этот эффект есть и в игре. Игра это маленькая жизнь. Модель поведения. В ней мы меняем какую-то маленькую часть, проверяем как работает модель. И если все хорошо привносим изменения в жизнь. И потом проецируем ее на другие области жизни.

    Этот эффект можно использовать и с другой стороны. Например, в игре очень хорошо видно, как человек себя будет вести в интересной ситуации. Для него же это игра, значит можно без цензуры что-то делать: что-нибудь забрать, обмануть или наоборот быть излишне щедрым. И когда со стороны смотришь на человека, можно спрогнозирь как человек будет вести себя в подобной реальной ситуации. Условно, насколько он жадный, насколько может подставить, насколько ему ценно что-то. Какой выбор он сделает: он выберет сумочку или машину. Или он выберет машину или учиться. То есть что ему важно. Наблюдая со стороны за человека можно увидеть его ценности.

    То есть в этом маленьком мирке он ведёт себя точно также, как и в большом мире.

    Поэтому, получается, мы меняем в маленьком мирке что-то и потом это переносим в большую жизнь. Вот в этом вся трансформация происходит.

    Очень хорошо это видно на сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку про героя и потом придумывает ему всякие разные испытания. А потом сам эти испытания в жизни проходит, потому что в его голове уже есть эта история именно в таком виде. Он ее озвучил радостно, а потом пошёл жить так, как описанный герой. Все думают это смешно, но на самом деле этому есть научное объяснение. Поэтому сочиняя сказку будь осторожен. Сказки и игры - это очень серьезно.
Читайте также в блоге: